Дистанционное обучение
Телефоны «горячей» линии по вопросам дистанционного обучения
Департамент образования Надымского района:
По вопросам организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных организациях по телефонам: 8 (3499) 50-19-44, 8 (3499) 50-19-48
По вопросам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях: 8 (3499) 50-19-47
По вопросам организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в организациях дополнительного образования: 8 (3499) 50-19-49
Департамент образования ЯНАО:
По вопросам организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных организациях по телефонам: 8 (34922) 4-01-02, 8 (34922) 4-19-66, 8 (34922) 3-11-35
По вопросам организации образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей и в дошкольных образовательных организациях: 8 (34922) 3-31-44
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма": 8 (3499) 52-32-71
1-4 классы - Людмила Анатольевна Рябчикова, 89044538035
5-9 классы - Светлана Николаевна Семенова,89320924628
10-11 клакссы - Шульгина Ирина Васильевна,89924027765
Правовые аспекты дистанционного обучения
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Вопрос - Ответ
Дистанционное обучение: есть ли такая форма образования?
Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — закон № 273-ФЗ) предусмотрены 2 формы получения образования (ст. 17):
1. В образовательных организациях. В рамках этой формы учеба может быть очной, заочной и очно-заочной.
2. Вне образовательных организаций. Данная форма может быть реализована в виде семейного образования и самообразования.
В настоящее время российское законодательство не признает дистанционное обучение самостоятельной формой образования. В то же время такие виды обучения, как электронное и дистанционное, названы в числе образовательных технологий (п. 2 ст. 13 закона № 273-ФЗ), которые могут применяться в обеих формах образования при реализации образовательных программ.
Особенностью дистанционного обучения является то, что контакт между преподавателем и обучающимся поддерживается посредством интернета на расстоянии, а не в одной аудитории. Наиболее используемыми примерами такой технологии являются:
• онлайн-уроки;
• чаты;
• обмен электронными письмами.
Электронное обучение необязательно предполагает дистанционность и может применяться и в обычном образовательном процессе. Суть его заключается в преподнесении учебного материала с использованием электронных информационных ресурсов, таких как, например, «Российская электронная школа», «Яндекс-учебник», «Учи.ру» и т. д.
На сегодняшний день дистанционное обучение не является формой образования. Это только одна из образовательных технологий.
Какие еще нормативные правовые акты регулируют дистанционное обучение?
Закон № 273-ФЗ содержит всего несколько норм, касающихся дистанционного обучения. Остальное правовое регулирование сосредоточено в ряде нормативных актов Минпросвещения России:
Основной акт — Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий…, утв. приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 (далее — Порядок).
Исходя из п. 4 Порядка, образовательные организации самостоятельно определяют порядок организации дистанционного обучения, а также объем преподавания с использованием удаленных технологий.
При наличии возможности удаленного обучения они должны:
• проинформировать учащихся;
• подготовить преподавательский состав, а также электронную информационную среду (пп. 5, 6 Порядка).
Организация сама решает, как идентифицировать ученика, контролировать знания и оценивать результаты. По итогам дистанционного обучения образовательная организация может выдавать диплом или иной документ.
Обратите внимание! При обучении в колледжах и училищах водителей, электромонтеров, слесарей, животноводов нельзя обучать только дистанционно. Перечень профессий и специальностей с таким запретом установлен приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22.
Образовательная организация самостоятельна в вопросах применения технологий удаленного обучения.
Обязательно необходимо разработать собственные документы (положения, приказы):
• о порядке дистанционного обучения;
• переходе на него;
• порядке аттестации, оценивания знаний;
• используемых формах и методах преподавания и т. д.
Как правильно перейти на дистанционное обучение?
Законодательно порядок перехода на дистанционное обучение в школе (колледже, вузе) не установлен. Более того, обучающийся или его законный представитель не вправе требовать от учебного заведения использования таких технологий и предоставления услуг в дистанционном формате, если только это не установлено в договоре между ними.
Прежде чем решать вопрос о переходе на дистанционное обучение, в первую очередь необходимо выяснить, оказывает ли учебное заведение в принципе услуги в таком формате.
Если да, то необходимо изучить положение образовательной организации о дистанционном обучении и следовать порядку, установленному в нем. Как правило, переход осуществляется путем написания и подачи учащимся и (или) его законным представителем заявления на дистанционное обучение.
Если обучение будет платным, необходимо подписать договор об оказании дистанционных образовательных услуг либо дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору.
Родители учащихся должны подать заявление о согласии на переход на дистанционное обучение.